На пленэр! Что взять с собой

Акварель

 

Разговор об акварельных красках для пленэра в основном сводится к компактным и удобным коробкам для акварели, потому что наполнение такой коробочки каждый выбирает самостоятельно, исходя из своих предпочтений. Можно оставить в наборе то, что было там изначально, можно сменить неиспользуемые цвета на ходовые. 

Вот какие коробки у меня скопились за несколько лет, про них и могу рассказать:

  • Коробка от Невской Палитры на 12 кювет (+5 полукювет);
  • Походный набор Winsor&Newton на 14 полукювет;
  • Походный набор Winsor&Newton на 12 (+ 2) полукювет;
  • Коробка акварели Maimeri на 12 (+24)  полукювет.

В скобках я указала, сколько еще можно поместить в коробку красок, кроме того, что положил в нее производитель. Чем больше помещается в небольшую коробку - тем лучше. Теперь подробнее.

  • Коробка от Невской Палитры на 12 кювет (+5 полукювет) - по сути просто коробка маленького размера, кроме хранения красок она ни для чего не предназначена. Крышку коробки можно использовать, как палитру. Есть место для кисти - поместится очень маленькая кисть или любая, но с отпиленной ручкой. Даже кисти из Икеи не помещаются по длине. Поскольку одной кисти все равно мало, кисти я ношу в отдельном пенале, а в этот отсек в коробочке разместила еще 5 дополнительных полукювет, чем расширила палитру для более удобной работы. Эта коробка отличается от остальных тем, что предназначена для полноценных кювет - для тех, кто пользуется акварелью от Невской палитры. Полноценные кюветы гораздо удобнее полукювет, из них проще и быстрее набирать краску.
  • Походный набор Winsor&Newton на 14 полукювет - мой первый походный набор, купила в книжном магазине в Финляндии во время поездки и это было нечто! До этого я ни разу не держала в руках столько продуманную коробку для красок, ничего подобного у нас еще не продавалось. Я даже не думала, что коробка может быть такой функциональной! Она сделана таким образом, что после того, как художник открыл крышку и выдвинул лоток палитры, в коробке появляется отверстие, в которое можно продеть палец и во время работы держать и краски, и палитру постоянно в руке. Есть небольшой отсек для кисти. Помещается пару кистей с отпиленной ручкой или же укороченная версия кисти с резервуаром для воды. Еще есть маленький лоток, который можно прикрепить сбоку коробки. Не знаю, для чего он - для воды явно мал. Можно туда выдавить что-нибудь из тюбиков. В эту коробку ничего, сверх предусмотренного производителем, не помещается. 
  • Походный набор Winsor&Newton на 12 (+ 2) полукювет - несомненно мой фаворит! Эту коробку придумал гений - она крошечная, но ее функциональность зашкаливает. Кроме нее нужен всего лишь блокнот и уже можно приступать к рисованию в любом месте. Она такая маленькая, что может жить на дне дамской сумки всегда. Начинаем ее разбирать. На тыльной стороне есть кольцо - когда коробочка разобрана, в него можно вставить средний палец и удобно захватить коробку для работы. Дальше снимается крышка, которая служит емкостью для воды. Внутри 12 полукювет и натуральная губка, кисть с колпачком и фляга для воды, которая может служить палитрой, как и две открывающиеся створки. Я усовершенствовала эту коробочку под себя - добавила на место внутри коробки, где хранилась губка, две дополнительные полукюветы с акварелью, а губку храню в колпачке - емкости для воды, она там не пачкается красками и меньше мнется. Под флягу с водой кладу чистую салфетку, которая часто нужна при работе - очистить палитру или осушить кисть. Мою створки палитры и добавляю чистую салфетку каждый раз после использования. 
  • Коробка акварели Maimeri на 12 (+24)  полукювет. Несмотря на то, что я в диком восторге от предыдущей коробки, чаще всего с собой ношу сейчас именно этот набор. Сама коробка не такая уж большая, но в нее помещается очень много разных красок. Изначально в наборе было 12 полукювет, но место позволяет добавить еще 24 кюветы. Вместо них можно закрепить в коробке кисти или носить пару тюбиков акварели. Формировать наполнение можно по-разному, кому как нравится. Сама коробка металлическая, что мне очень нравится. Внутри откидная палитра с ячейками, открывается в противоположную от крышки сторону. Таким образом, краски можно смешивать как на крышке, как и на палитре с ячейками. На эту палитру можно еще дома выдавить акварель из тюбиков и дать ей подсохнуть - таким образом еще добавить необходимые цвета.

Емкости для воды

 

Казалось бы, для воды может подойти что угодно, от бутылки до пластикового стаканчика - но ведь нет, даже емкость для воды может быть удобной, чего только нынче не придумают, чтобы разорить художника! Если я беру большую коробку красок, а не мини набор, в котором емкость в комплекте, то у есть два варианта на выбор:

  •  Раскладное трехсекционное ведерко с Али Экспресс. Заказала его заодно с другими материалами на пробу. В итоге считаю его одним из лучших приобретений. Состоит из трех отдельных емкостей, которые в сложенном виде вставляются одно в другое, занимает мало места. В разложенном виде емкости крепятся друг к другу, у всей конструкции есть ручка - это очень удобно, так как можно подвесить на этюдник/треногу. Особенность работы с акварелью такова, что приходится менять воду очень часто, чтобы смеси красок были максимально чистыми. Не в походных условиях использую большое ведро с двумя отсеками, чтобы всегда иметь чистую воду в одном из них. Три секции в походном варианте ведерка - очень удобно. Сейчас оно стоит 250 руб, магазин в котором покупала я - Bogelinuo Art Store (не сочтите за рекламу, но ведь все равно спросите). 
  • Раскладной стаканчик Faber Castell - мне он напоминает детство. Были такие стаканчики, из трех кругов раскладывались. Наверное, подошел бы такой стаканчик и для рисования, но не дожил до наших дней. Этот стакан очень просто раскладывается, на видео видно как. В сложенном виде не занимает много места. Край стакана волнистый, очень удобно на него класть кисть, она не скатывается. До покупки ведерка пользовалась этим вариантом.
  • Неудобные варианты, которыми я перестала пользоваться: стеклянная банка, стакан-непроливайка, бутылка с водой и канцелярский нож. Думаю, объяснять тут нечего, хотя и эти варианты имеют право на существование.

Пеналы для кистей

 

Сегодня от меня малоинформативный пост про пеналы для кистей. Но не могу же я их обойти вниманием! Между тем под тегом #ОбменОпытом_пленэр собирается кладезь полезной информации! Спасибо всем, кто выложил свои лайфхаки про пленэрное дело, обмен опытом между людьми гораздо интереснее и полезнее, чем обзор от одного человека. Кто не успел поучаствовать, присоединяйтесь. Итак, про пеналы.  Были и времена, когда у меня не было пенала и я носила кисти и краски просто на дне сумки. Это сильно укорачивало жизнь моим, и без того линяющим, кистям. Иногда я вынимала кисть из сумки с волосом, загнутым под 90 градусов, потому, что положила после предыдущего занятия кисть в сумку сырой. Из этого опыта вышел первый и основной пункт требования к пеналам: волос кисти не должен мяться. А так же пенал должен проветриваться, чтобы сырые кисти могли высохнуть без моего участия. Сейчас у меня в использовании два пенала:

  • Пенал на молнии - очень удобный. Кисти хорошо держатся в кармашках, не выпадают из них, даже если случайно поставить пенал в сумку вверх ногами. Молния предотвращает выпадение ластика, карандаша и другой мелочи, которая может оказаться внутри. Пенал жесткий, кисти точно не помнутся. Недостаток - не так много кистей помещается, как хотелось бы. Пока этот пенал мой фаворит.
  • Раскатной пенал из бамбукового коврика. Мой вариант из магазина. Довольно хлипкий, ткань с кармашками тонкая. В него помещается много разных кистей, в том числе большого размера, флейц и т.д. При раскрытии пенала все кисти хорошо видны и можно вынуть сразу нужную. Пенал прекрасно проветривается, так что кисти сохнут в дороге и не мнуться… если ничего не перепутать и не уронить пенал боком или вверх ногами. Вроде бы не сложно ставить пенал в сумку вертикально, чтобы кисти стояли в нем волосом вверх. Но на деле это невозможно! У меня кисти выпадают каждый раз и мнуться на дне сумки. Пенал требуется доработать - пришить клапан из ткани сверху. А еще лучше последовать правилу “хочешь чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам” - такой пенал элементарно сшить под себя и под свой набор кистей. Пожалуй, мне надо последовать своему же совету и сшить себе пенал, из которого ничего не будет выпадать, как на этом видео.
  • Неудобные варианты, которыми я перестала пользоваться: скручивающиеся пластмассовые пеналы (кисти в них не сохнут, мнуться если транспортировать дном вверх), деревянные пеналы (тяжелые, места внутри мало, кисти болтаются внутри).

 

Пенал для кистей своими руками

 

По цене коврика из ИКЕА. Какие требования были к пеналу:

  • Кисти в пенале не должны мяться, выпадать из пенала в дороге и должны сохнуть без дополнительных действий. Прелесть использования коврика как раз в том, что он дырявый, а значит, кисти в нем сохнут быстро, а волос не заминается. Поэтому я не понимаю, зачем иногда тряпку с ячейками пришивают по всей высоте коврика, в этом случае и тряпка пачкается, и кисти сохнут медленнее.
  • Должны помещаться кисти с длинной ручкой, и с короткой, карандаши и резинка.

Как делала:

Я взяла тряпку тёмного цвета (самую менее маркую), сложила гармошкой. Если взять длинную, можно два ряда ячеек прошить, для длинных кистей (верхний ряд) и для коротких (нижний ряд). Но моя тряпка по длине позволила сделать только один ряд ячеек.  Дальше остаётся тряпку, сложённую гармошкой, прошить по высоте, чтобы получились ячейки. Прошить с нужной частотой - под кисточки владельца. Подогнуть необработанные края и прогладить сгибы. После этого я пришила эту конструкцию к коврику. Пришивала на машинке иглой для джинсовой ткани, прекрасно и аккуратно пришивается, сквозь палочки. Можно и руками пришить. Сверху клапан - в следующей версии пенала он будет больше размером и с каким-нибудь дермантином с той стороны, которой соприкасается с кистями. Этот клапан не даёт кистям выпадать и регулируется по высоте самых длинных, то есть пенал подойдёт для кистей любого размера. Пришила с обратной стороны, так он симпатично выглядит в свёрнутом виде. Завязки из остатков ткани.

Рассказывать дольше, чем шить!

Пеналы для карандашей и ручек

 

С пеналами для карандашей и ручек все совсем просто. Карандаши/ручки можно транспортировать любым удобным способом, лишь бы не ломались. В зависимости от того, что я задумала в конкретный день, собираю подходящий набор. Это могут быть перья и держатели перьев, перьевые ручки. Могут быть цветные/акварельные карандаши, простые карандаши, угольные. Мне нравятся пеналы, в которых при их раскрытии видно и легко доступно все содержимое, не нужно копаться и искать и где можно разложить материалы/инструменты привычным образом. Вот такие сейчас использую:

  • Раскатной пенал Derwent (на фото песчаного цвета) - отличный пенал из хорошей плотной ткани, качественно сшит. Кажется, был не дешевый, но о покупке не пожалела. В нем имеется 27 мест под карандаш/ручку, 4 места широких места под инструменты нестандартного размера, кармашек для ластика и место под точилку. Клапан из кожзама сверху пенала предотвращает выпадение карандашей/ручек и окрашивание чего бы то ни было в цвет содержимого пенала. Вот бы такой пенал на 100 карандашей - все мои в этот пенал не помещаются.
  • Раскатной пенал с Али Экспресс (на фото голубого цвета) - дешевый аналог.  Кожзам, резинки и ткань тоньше, чем у Derwent, но на функциональность пенала это не влияет. 37 мест под карандаш/ручку, 1 большое место. Тоже нормальный пенал.
  • Пенал металлический двухярусный. Куплен в Буквоеде и любим за компактность. В нем мне удобно носить держатели с перьми, перья не портятся при транспортировке, помещается несколько держателей, перья, карандаш и ластик. Плюс отдельно бутылочка с тушью и блокнот - маленький набор для графики можно носить всегда в сумке. Ну или несколько кистей и карандаш для акварельных мини-зарисовок.
  • Коробка от шоколадки. Шоколадка была куплена только ради этой коробочки. Плоская, металлическая, без оформления, хорошо закрывается и занимает мало места. Всегда ношу с собой. Внутри несколько кистей разного размера, карандаш и ластик. В паре с одной из маленьких коробочек акварели и небольшим альбомом позволяет расположиться где угодно, в любое время. Хоть за чашкой кофе у окна кофейни, хоть в поле во время велопрогулки, и т.д. Именно этот набор я ношу в сумке практически всегда в надежде найти хоть 20 минут на зарисовку. Но с детьми это не так просто.

Альбомы и скетчбуки

Что касается альбомов, то тут я непреклонно предпочитаю альбомы своего изготовления и всячески агитирую всех не полениться и попробовать сделать себе альбом самостоятельно, это не сложно и со всех сторон выгодно. Сейчас описывать самодельные альбомы не буду, для этого будет отдельная статья, а напишу о тех покупных, которые пробовала. В основном мне удобно использовать их для набросков, тренировки руки, оттачивания навыков. Бумага, как правило, мне не устраивает полностью - ни составом, ни плотностью, так что акварель и рисунки более длительные предпочитаю делать на хорошей любимой бумаге в альбоме своего изготовления, а в покупных только почеркушки. Для акварели они не подходят совсем в моем понимании, только для подцвечивания ч/б графики или карандаша. Оформление, как видно на фото, тоже… хорошо, если хотя бы нет нелепых картинок на обложке! Пробовала:

  • Moleskine А4 горизонтальный с акварельной бумагой. В момент покупки (а это было примерно в 2007 году) он был чуть ли не единственный с акварельной бумагой. Из покупных для акварели этот понравился больше всего. Подходит также для любых материалов - для туши, чернил, карандашей и т.д. Никаких претензий нет - раскрывается на 180 градусов, твердая износостойкая обложка, карман для бумажек, резинка. Единственное, что огорчало - цена, помню что она была такой, что пришлось хорошо подумать перед покупкой.
  • Derwent «Classic Book»  в переплёте (плотность бумаги 170 гр./кв. м). Страницы не рыхлые, а очень гладкие, очень белые, на перфорации - любой лист можно аккуратно вырвать. Перфорация с одной стороны хорошо - легко вырвать лист, с другой - листы иногда отрываются, когда не надо. Тоже хороший скетчбук, особенно для ч/б графики или графики + цвет любым материалом. Твердая износостойкая обложка с принтом.
  • Hahnemuhle Travel Journals (плотность бумаги 140 гр./кв. м). Рыхлые страницы цвета слоновой кости, акварель можно использовать, но а ля прима, или в паре с ч/б графикой. Тушь и чернила тоже держит хорошо. У маркеров будет большой расход по этой бумаге. Карандаши, акрил - хорошо. Твердая износостойкая черная обложка и резинка.
  • Hahnemuhle «Bamboo» (плотность бумаги 105 гр./кв. м). Многие хвалят этот скетчбук. Бумага натурального белого цвета (не высокобелая), рыхлая. На  90% состоит из бамбукового волокна и на 10% — из хлопка.  Страницы, хоть и имеют небольшую плотность, выдерживают практически любой материал. У маркеров будет большой расход, остальные материалы хорошо ложатся, без отмарывания на следующем развороте.
  • Canson One, бумага (плотность бумаги 100 гр./кв. м). Хорош для набросков любым материалом. Плотность страниц не позволяет выполнить многодельную работу, но акварелью можно работать а ля прима, без большого количества воды - из-за небольшой плотности листы сильно ведет от влажности. Тушь/чернила не плывут по этой бумаге, карандаши и ручки тоже хорошо. У меня формат А4, очень удобен для тренировки руки по 10-15 минут на набросок. Твердая износостойкая обложка черного цвета.
  • Daler Rowney Sketch Pad (плотность бумаги 100 гр./кв. м). Внешне - клон предыдущего скетчбука, однако бумага тут отличается - более рыхлая, лучше впитывает. Поэтому для туши/чернил не подходит, линия расплывается. Удобен для набросков карандашом, линером, цветными карандашами, углем и другими сухими материалами.
  • Скетчбук с крафт-бумагой. Мой куплен в Латвии за полное отсутствие оформления - даже лого фирмы-изготовителя отсутствует! Вот это замечательно, он сразу стал моим индивидуальным. Очень нравится делать на крафт бумаге ч/б графику + белила. Для набросков любыми сухими материалами тоже подойдет.
  • Hahnemuhle набор открыток из акварельной бумаги. Идея отличная! Все собираюсь рисовать на нем зарисовки и оставлять в том месте, где рисовала. Но мне не очень нравится фактура бумаги, типа “лён”, слишком явная и крупная для формата 10*15 см. Купила из-за красивой жестяной коробки, в которой хранится стопка чистых открыток.

Этюдники и другие варианты устройства

 

Из всего многообразия этюдников и других приспособлений я за свою жизнь успела попробовать:

  • Складной стульчик и планшет - самый мобильный и менее затратный вариант. Стульчики сейчас бывают разные, даже мини-кресла есть, легкие и компактные. Я предпочитаю низкий стульчик, чтобы краски, палитру и прочее разложить на земле и рисовать с планшетом на коленях. Набор очень компактный и позволяет расположиться где угодно. Иногда вместо стульчика я просто беру плед и сажусь прямо на землю. Не так романтично, как в белом развевающемся сарафане и соломенной шляпе за этюдником (желательно на берегу моря), но не менее эффективно. В 90% случаев именно так и проходит мой пленэр.
  • Советский этюдник на алюминиевых телескопических ножках. Как мне кажется, любой художник знаком с этой классикой. Если попросить меня навскидку выдать пару впечатлений о нем, то вы услышите ответ отнюдь не от взрослого рисовальщика, а голос маленькой девочки, которая тащила на себе этот гроб, а так же огромной пакет со всем необходимым на практике из последних сил - эта ноша слишком тяжела для ребенка. Уже во взрослом возрасте я купила себе такой же березовый этюдник, как в детстве, из ностальгических чувств - и не скажу, чтобы он был слишком тяжелым. Нет, нормальный деревянный ящик под инструменты и краски с облегченными телескопическими алюминиевыми ножками. Удобен, если рисовать в нем, поставив работу вертикально. Для горизонтальной акварели придется закрыть крышку и положить планшет на нее, тогда краски, вода и палитра останутся внутри. А в детстве на пленэр мы носили почему-то огромные планшеты, которые вкупе с бутылкой воды внутрь не помещались, а значит, составляли дополнительную ношу в отдельном пакете.
  • Тренога алюминиевая. Сейчас много вариантов треног, в том числе позволяющих расположить планшет горизонтально, с возможностью регулировать наклон в любую сторону. С полочками для материалов и без них. Есть готовые, а можно переделать обычный фотоштатив. У меня же есть тренога самая простая, с АлиЭкспресса. Она позволяет расположить планшет только вертикально, но супер легкая и компактная. В том же магазине я купила и большую сумку-рюкзак для пленэра с отсеком под эту треногу, куда помещается планшет, бумага и все необходимые материалы и инструменты. Сумка-рюкзак огромная (половина меня точно!), но очень удобная в использовании, руки свободны, все необходимое в ней и можно уйти как угодно далеко по бездорожью в поисках сюжета.
  • Этюдник большой, художественный деревянный Jullian Classic - о нем подробнее ниже.

Этюдник большой, художественный деревянный Jullian Classic

 

Этот этюдник, как дорогие часы - совершенно не обязательно его иметь, но так приятно! В прошлом году я решила, что все. Я же могу на 4-ом десятке рисовального стажа уже иметь одну дорогую, красивую и удобную вещь? И я выбрала и купила этот этюдник. Не скажу, что эта покупка пресекла мои поиски идеально легкой и удобной модели для пленэров… Но о покупке я не пожалела, потому что хотела иметь именно такой, деревянный, с латунной фурнитурой этюдник, чуть ли не как у Ренуара в художественном фильме “Ренуар. Последняя любовь”, где продумана и идеально подогнана каждая деталь. Совершенно нерациональное желание обладать роскошью. На практике выяснилось, что у этюдника есть и плюсы, и минусы.

Описание этюдника в магазине было таким: “Французский этюдный #мольберт Jullian выполнен из высококачественной древесины вяза, промасленной защитным составом, латунная фурнитура. Этюдник большого размера, внутри просторный выдвижной ящик, длина ножек регулируется по высоте, что позволяет работать за ним сидя и стоя, вес 6 кг. Максимальная высота мольберта 184 см, максимальная высота холста, который можно зафиксировать, составляет 86 см, держатель холста регулируемый. Задняя ножка перехвачена посередине металлической пластиной, закрепленной двумя шурупами. В комплекте большая палитра и сумка-чехол из льна для удобной транспортировки.”

 

Теперь о живых впечатлениях пользователя:

  • Великолепное качество каждой детали - это действительно так. Выполнен и собран скрупулезно, продуман в каждой мелочи. Древесина приятная на ощупь, идеально обработана. Латунная фурнитура в восхвалении не нуждается. Кожаная ручка на корпусе и ремень в комплекте, чтобы переносить этюдник, как ящик, без сумки. Как будто сделан не в нашем веке, я думала, что люди уже разучились создавать такие вещи. Я испытываю восторг, просто поглаживая мою прелесть.
  • То, что было не очень понятно из описания на сайте магазина - что же внутри. Внутри кроется выдвижной ящик, а под ним - два длинных отделения, отлично подходящих для кистей. Сам ящик имеет алюминиевую вкладку и разделители, которые можно установить по своему разумению. Таким образом разделить его под свои собственные материалы и инструменты. Вкладку можно вынуть и очистить от загрязнений и краски.
  • Раскладывается этюдник удобно и просто. Конечно, не так просто, как фотоштатив, но это не доставляет никаких забот. Ножки регулируются на любую высоту. Можно встать или сесть на скамейку или стульчик.

Минусы:

  • Тяжелый. Да, он большой и действительно тяжелый, как по мне. 6 кг сам этюдник + все необходимое. Могу точно сказать, что далеко я с этой ношей на своих ногах не уйду, поэтому рассматриваю его для использования либо на садовом участке, либо в комплекте с автомобилем, который привезет прямо на место пленэра.
  • Сумка-чехол рассчитана на то, что носить ее будут на плече, что с таким весом нельзя назвать полезным. Было бы значительно удобнее носить, как рюкзак, чтобы вес равномерно распределялся.
  • Эта модель ориентирована больше на работу с маслом, чем с акварелью. На это намекает поставляемая в комплекте деревянная палитра. Поэтому возникают некоторые неудобства, если использовать в работе акварель. А именно - есть возможно работать горизонтально и вертикально, наклон регулируется двумя барашками. Но маленький угол наклона они не держат. Это можно подкорректировать, подложив под крышку опору из вещей. Штативу-треноге, у которой наклон в любую сторону регулируется одной рукой за 1 секунду, этюдник в этом плане проигрывает. Кроме этого, ведерко с водой повесить некуда. Это тоже понятно - при работе с маслом вода не требуется, поэтому не предусмотрено. Я взяла толстую алюминиевую проволоку и согнула аккуратный крюк, который можно прикрепить к выдвижному ящику и эта проблема была решена.
  • Цена. Я не могу назвать это минусом, потому что этот этюдник - Porsche. Он не может стоить недорого и он стоит своих денег, так как покупка эта на всю жизнь.

Удачи в творчестве!
Фото и текст © Голанд Екатерина, 2017

К списку публикаций >