Derwent Inktense Blocks

Чернильные блоки Derwent Inktense Blocks (12 штук)

 

Попала в мои руки коробка с чернильными блоками от Derwent. Интересно, подумала я, на что она. Из родственного этим материалам, до этого момента я покупала только акварельные карандаши и, попробовав, сделала вывод, что это меня не очень занимает. Я так и не поняла смысла, почему надо растушевывать карандаш, потом это смачивать, если сразу можно набрать краску на кисть и сделать, что нужно - быстрее и эффективнее. Если уж карандаши - так карандаши, акварель - так акварель. Одним словом, акварельные карандаши не распробовала пока, но коробка Derwent же ждет этого момента.

 

Итак, блоки. В интернете нашлась следующая информация: 

  • “Чернильные блоки Derwent серии Inktense дают насыщенный цвет и мазки с четким контуром. Чернильные блоки водорастворимые и при смешивании с небольшим количеством воды, их легко разносить кистью, а детали прорабатывать карандашом. Дает возможность получить тон от темного до прозрачного. Ими можно работать в различных техниках: от манга до ботанических иллюстраций, и даже росписи по ткани.” (с сайта Артквартал)
  • “Чернильные блоки - это мелки из того же материала, что и чернильные карандаши Derwent Inktense. Они размываются водой, как акварельные, но при этом отличаются яркостью цвета и прозрачностью размытого слоя. Разница в том, что наложение нескольких слоев не создаёт "грязи", присущей акварели и акварельным карандашам.” (leo_dikiy из LJ)
  • “Чернильные мелки INKTENSE обладают уникальными свойствами: ими можно рисовать в сухом виде, но стоит размыть их водой, как пигменты превращаются в яркие чернила, которые после высыхания становятся перманентными и водостойкими!” (магазин “Чернильница”)
  • “Чернильные блоки «Inktense» - уникальный по своим свойствам материал. Выпускаются в мелках, которые можно использовать в сухом виде, а при использовании с водой пигменты, входящие в состав мелка, образуют несмываемые чернила. Подходит для использования не только на бумаге, но и на шёлковых и хлопковых тканях. Представлены в наборах по 12, 24, 36 и 72 цвета.” (с сайта Красный карандаш).

Первое знакомство

Разложив все по полочкам, прикинула варианты использования этих блоков:

  • Рисовать по сухой бумаге / ткани сухим блоком и размыть кистью; 
  • Рисовать по мокрой бумаге / ткани сухим блоком; 
  • Брать на кисть краситель с блока, как акварель, и рисовать по бумаге / ткани кистью; 
  • Настругать порошок и развести в воде (создать колер) и рисовать, как жидкой акварелью; 
  • Настругать порошок из блока и посыпать мокрую бумагу / ткань.

Это я и собиралась попробовать - что получилось и не получилось, расскажу и покажу ниже. 

 

В этом видео - стандартное первое знакомство с новым материалом:

  • Упаковка, коробка: металлическая коробка, предотвращающая ломание блоков при ношении в сумке, внутри пластиковый вкладыш с ячейками для блоков, 4 отдельные ячейки для смешивания цветов между собой или размачивания кусочка блока;
  • Выкрасы цветов, входящих в набор - сухим блоком по бумаге, сухим блоком и впоследствии смоченном водой; 
  • Оценка состава набора - возможно ли охватить весь спектр, используя только эту коробку - можно, набор по цвету составлен отлично;
  • Получение сложных цветов путем смешивания готовых комплиментарных цветов, входящих в набор.

Чернильные блоки Derwent Inktense Blocks. Тест на бумаге.


Я считаю так: если уж я берусь рисовать не акварелью, не чернилами, не карандашами или мелками, а именно чернильными блоками Derwent Inktense, то в работе нужно найти приемы, которые будут характерны именно для этого материала и невозможны для воспроизведения другими материалами. Иначе смысл?
Если рисовать, только беря на кисть краситель, как акварелью, - я лучше возьму акварель. Если развести колер и рисовать только ими - то я лучше возьму жидкую акварель или цветные чернила. Тут же есть возможность сочетать и рисование кистью, и мелками, по сухому и по мокрому. Поэтому я сразу, на первом же тесте на бумаге, приступила к особенным возможностям Derwent Inktense в блоках. Для рисования кистью, сразу отложила в специальные ячейки в коробке по кусочку блока основных цветов + индиго для утяжеления тона, чтобы не мочить все блоки. Что ещё:

  • Можно настругать крошек и посыпать влажную работу - они начнут расплываться, можно им помочь или не трогать. Эти крошки - концентрированный краситель, поэтому если провести кистью, получается практически радуга. Очень интересный эффект по смешению оттенков, можно найти ему удачное применение, например, в пейзаже.
  • Если по влажной бумаге рисовать сухим блоком, краситель немного растекается и образуются яркие пятна с небольшим ореолом этого же цвета. У них нечеткие границы, отлично подойдет, например, для изображений предметов на заднем плане.
  • Если рисовать сухим блоком по сухой бумаге с фактурой, а затем размыть кистью, краситель на вершинках фактуры остается, часть размывается. Таким образом фактуру бумаги можно проявить, имитируя старые поверхности, ржавчину, неровности и т.д.
  • Если вам в рисовании не хватает свободы и расслабления, то эти блоки точно нужно попробовать! Такую мазню я уже давно не рисовала, зато - весело! Я тщательно подготовила рисунок, как под акварель, но в итоге ударилась в какое-то детское творчество, просто наблюдая за тем, как ведет себя этот материал в тех или иных ситуациях. Интересно наблюдать за тем, что происходит на листе, когда я сыплю стружку с блока на влажную поверхность, как цвета смешиваются и образуют новые оттенки. Сплошная спонтанность и праздник цвета. 
  • Если бы у меня была эта серия в карандашах, они бы замечательно дополнили работу блоками. Не пачкая рук, очень точно я могла бы проработать детали в конце рисования, блоки слишком толстые для проработки деталей, если только брать краситель на тонкую кисть.

Тест на ткани (лен)

Как вы знаете, если уже некоторое время мы вместе, я неравнодушна к росписи ткани и уже очень давно занимаюсь этим видом творчества и веду занятия по батику. Поэтому первое, что меня интересовало - действительно ли можно рисовать этими блоками (и карандашами этой же серии) по ткани? В интернете нет информации именно по рисованию этими материалами по ткани, за исключением ролика на сайте производителя, где девушка расписывает сумку из хлопка, на первый взгляд - весьма успешно. В связи с формой, в которой выпускается этот материал (блоки), вот такие варианты использования на ткани я предполагала:

  • Рисовать по сухой ткани сухим блоком и размыть кистью; 
  • Рисовать по мокрой ткани блоком; 
  • Брать на кисть краситель с блока, как акварель, и рисовать по ткани кистью; 
  • Настругать порошок из блока и посыпать ткань, дать растечься или растереть кистью.

Я натянула лен на пяльца и приступила к тесту. Рисунок наметила фантомным (исчезающим при контакте с жидкостью) маркером. Затем сухими блоками по сухой ткани разложила первые цветовые пятна. Смочила их, дала растечься. На этом этапе работа была очень приятной, красители не растекались, оставались в пределах намеченного пятна. Затем я стала брать на кисть красители с блоков (как акварель из коробки) и смешивать их на палитре для получения нужного цвета, а после этого наносить на ткань. Краситель легко набирается, достаточно концентрированно - тоже очень удобно и приятно, весь процесс вполне контролируем. Последнее - проработка деталей, штрихов тонкой кистью. Результат мне понравится. Если сравнивать с густыми акрилами по текстилю, эти краски - более прозрачны, пропитывают ткань. Лен - относительно плотная ткань, рисунок все равно получается выражено односторонним.

Заключительный тест - на водостойкость после высыхания. Вроде бы ничего делать дополнительно после рисования не требуется, но я пропарила хорошенько рисунок утюгом на максимальной мощности. Перестраховалась. И искупала тестовый рисунок в воде. К моему разочарованию, он очень сильно смылся. Остался бледный след, по которому теперь можно, при желании, выполнить вышивку, подбирая цвета ниток прямо по рисунку. 

Я стирала сразу, как рисунок высох, после проглаживания. Есть ещё варианты оставить рисунок на пару дней для устойки или попробовать запарить, как я поступаю с шёлком. Так что это не конец экспериментам и не окончательный вердикт.

Еще один тест на ткани (шёлковый атлас)

После того, как с льна рисунок, выполненный этими блоками, смылся, я решила попробовать их на более легкой ткани - натуральном шёлке - атласе. Но и в этом случае, если использовать только блоки Inktense и воду, рисунок сильно смывается вопреки обещаниям производителя.

Еще один тест на ткани (лён + акриловый разбавитель для красок по ткани)

 

После предыдущих неудачных тестов на ткани, была найдена информация, что после нанесения этого материала на ткань, некоторые особенно сообразительные иностранные рукодельницы придумали пропитывать рисунок специальным фиксатором. Не понятно, зачем это делать, если можно взять специализированные краски для ткани. Но после всех экспериментов хотелось получить хоть какой-то положительный результат. Я вспомнила, что у меня есть запасы акриловых красок по шелку, которые закрепляются утюгом и среди них есть разбавитель - по сути - бесцветная акриловая краска. Прекрасный фиксатор. Ее и я стала использовать в третьем своем тесте, заменив воду на этот разбавитель. То есть, чтобы размыть блоки Inktense, нанесенные на ткань или чтобы набрать на кисть краситель с блоков, я смачивала кисть в этой акриловой жидкости. Порядок работы:

  • Натянула тестовый отрез на пяльца. После этого наметила простенький рисунок магнолии простым карандашом. Далее взяла сухие блоки и ими рисовала по сухой ткани. Потом смочила разбавителем для акриловых красок по шелку Javana весь рисунок, по краям размыла водой, чтобы акрил плавно втек в ткань. Как и любой акрил, при нанесении на поверхность, он создает тонкую пленку на ней. Поэтому тонкие виды тканей становятся ощутимо грубее - по этой причине я перестала использовать акриловые краски для росписи шёлка и перешла на парозакрепляемые красители. В этом рисунке граница между просто тканью и пропитанной акрилом, если ее не размыть водой, может быть видна после высыхания, поэтому логично размыть ее водой. Далее я стала рисовать блоками по влажной ткани - очень понравился эффект, цветовое пятно не растекается сильно, остается ярким и с четкими границами. Если набрать краситель на влажную кисть с блока, то в этом виде краска красиво растекается, похоже на акварельный мазок по влажной бумаге. Рисовать очень приятно, краситель хорошо слушается в любом виде - и в блоке, и набранный на кисть. Поскольку лен имеет сероватый цвет, а акрил все равно я уже использовала, я дополнила рисунок белым акрилом для текстиля, как акцент.
  • Момент истины - стирка после закрепления рисунка утюгом. Как и следовало ожидать, подкрашенный блоками Inktense и закрепленный утюгом, акрил практически не смывается водой. Но мне сдается, что акрил можно подкрасить чем угодно с похожим результатом. 
  • Получившейся тряпочкой я обтянула обложку нового альбома для акварели. Не пропадать же ему.

Чернильные блоки Derwent Inktense Blocks - выводы

 

Подведу итоги: материал имеет яркие, насыщенные цвета. Им приятно и удобно работать. Широкие возможности по применению: в сухом виде, в разведенном (колерами), набранным на кисть; по сухому, по мокрому; блоки возможно натереть в порошок и создать уникальные эффекты на влажной бумаге/ткани. Ими можно рисовать и как акварелью, и как мелками, по любой поверхности.

Если носить с собой в сумке коробку блоков и/или карандашей, кисть с резервуаром для воды и блокнот, то места эти материалы практически не займут, зато способны развлечь и взрослого, и ребенка. Краситель наноситься непосредственно с блока на поверхности и размывается водой с кисти. Мне понравилось рисовать ими на камнях на пляже, например. Четырехлетнего ребенка это занятие увлекло примерно на час, особенную радость доставило использование кисти с резервуаром для воды.

 

Несмотря на то, что для меня есть ряд существенных минусов, что сводит использование Derwent Inktense Blocks к разряду “развлечения”, а не “работы” - материал мне понравился. Из минусов (неоправдавшихся надежд) можно отметить: непрозрачность (точно не могут поспорить с цветными чернилами или акварелью) и отсутствие обещанной водостойкости. На ткани можно использовать фиксатор для придания рисунку водостойкости, на других поверхностях - лак в спрее. Исключительно для росписи ткани я не могу их рекомендовать, так как, в отличие от специальных красок по ткани и текстилю, сами по себе они не водостойкие и требуют фиксации акрилом. Но, как дополнительная возможность - это несомненный плюс, тем более на ткани ими тоже очень приятно и легко рисовать. Я даже купила себе коробку карандашей 24 цвета. Карандаши и блоки хорошо дополняют друг друга - блоками можно быстро закрыть большую площадь цветом, с них удобно брать краситель на кисть, можно натереть в порошок для создания особых эффектов. Карандаши же незаменимы для выполнения небольших рисунков, проработки деталей.

 

Итак, вспомним, что я нашла в интернете об этом материале. Эти цитаты я приводила в первом посте на эту тему, а теперь под каждым пунктом я напишу свои комментарии (повторяющие так или иначе написанное выше).

📌 “Чернильные блоки Derwent серии Inktense дают насыщенный цвет и мазки с четким контуром. Чернильные блоки водорастворимые и при смешивании с небольшим количеством воды, их легко разносить кистью, а детали прорабатывать карандашом. Дает возможность получить тон от темного до прозрачного. Ими можно работать в различных техниках: от манга до ботанических иллюстраций, и даже росписи по ткани.”

🎨 Чернильные блоки действительно удобно наносить на бумагу (сухую или влажную) и в качестве сухих мелков, и набрав краситель с блока на кисть. Верно отмечено, что хорошо иметь еще карандаши этой серии для проработки деталей, потому что тонкую проработку мелками сделать затруднительно, только если набрать краситель на тонкую кисть. Что касается возможности работать в различных техниках - конечно, возможно. Но для ботанической иллюстрации нужны более прозрачные краски, а с ткани Derwent Inktense смываются, если не использовать акриловый фиксатор. 

 

📌 “Чернильные блоки - это мелки из того же материала, что и чернильные карандаши Derwent Inktense. Они размываются водой, как акварельные, но при этом отличаются яркостью цвета и прозрачностью размытого слоя. Разница в том, что наложение нескольких слоев не создаёт "грязи", присущей акварели и акварельным карандашам.”

🎨 Мои эксперименты говорят совершенно об обратном. Яркостью цвета этот материал действительно отличается, а вот прозрачностью слоя - нет, они кроющие и никак не смогут соперничать в прозрачности с акварелью. Грязь - она вообще не присуща ни акварели, ни акварельным карандашам, ни любому другому материалу, а лишь неумелой работе с цветом. Может быть, про грязь можно было бы поговорить отдельно, но вкратце - ее в принципе не существует, один и тот же цвет будет грязным в одном варианте использования и не будет казаться таковым в другом. Так что, если у автора получается “грязь” другими материалами, эти мелки/карандаши не будут исключением.

 

📌 “Чернильные мелки INKTENSE обладают уникальными свойствами: ими можно рисовать в сухом виде, но стоит размыть их водой, как пигменты превращаются в яркие чернила, которые после высыхания становятся перманентными и водостойкими!”

🎨 Про водостойкость - неправда. Я очень надеялась на водостойкость этого материала. Прямо очень! Мне бы хотелось, чтобы он работал, как китайская тушь, которая растирается с водой, но после нанесения и высыхания не размывается. Производитель рекомендует использовать блоки/карандаши на пористых поверхностях (бумага, ткань) в разведенном водой виде и обещает в этом случае водостойкость. Но все мои тесты опровергают это - я рисовала на бумаге, камне, льне, шелке, хлопке. Без дополнительного фиксирования лаком или фиксатором краситель вымывается.

 

📌 “Чернильные блоки «Inktense» - уникальный по своим свойствам материал. Выпускаются в мелках, которые можно использовать в сухом виде, а при использовании с водой пигменты, входящие в состав мелка, образуют несмываемые чернила. Подходит для использования не только на бумаге, но и на шёлковых и хлопковых тканях. Представлены в наборах по 12, 24, 36 и 72 цвета.”

🎨 То же самое, что я писала выше - водостойкость не подтверждается, они размываются 

водой вновь после полного высыхания на поверхности, даже если дать “устояться” высохшему красителю несколько дней. Например, я рисовала на камнях и акварелью, и этими блоками. Положив камни обратно в воду, где их омывает волна, можно заметить, что акварель смывается очень быстро, а Inktense Blocks медленнее, но в итоге тоже смываются.

Удачи в творчестве!
Фото и текст © Голанд Екатерина, 2017

К списку публикаций >