Акриловые краски- общая информация

Акриловые краски

 

В течение своей творческой деятельности я очень часто прибегаю к акриловым краскам. Впервые я попробовала их в виде специальных красок для стекла и керамики, потом - для текстиля и шёлка, затем стала покупать и потихоньку пробовать акрил для художественных работ и декорирования поверхностей. 

И всегда это была отдельная серия специализированных красок, предназначенных для декорирования или росписи определенных фактур и поверхностей. Для стекла и керамики - с термозакреплением при температуре 160 гр. в духовом шкафу. Для текстиля и шёлка - акрил разной консистенции, тоже термозакрепляемый, с помощью утюга. Акрил для художественных работ и линейки для декора, не требующие специального закрепления. Лакокрасочные материалы, применяемые при отделке помещений и окрашивания мебели.  

Сейчас у меня есть несколько новых наборов акрила, который я собираюсь протестировать. Поэтому мне захотелось поподробнее разобраться с этим материалом, узнать о его появлении, разнице между акрилом для разных видов работ. 

 

Пользуясь акрилами для окрашивания и декорирования различных поверхностей (можно сказать, любых поверхностей) мне всегда было интересно, чем же акриловые краски отличаются друг от друга и что будет, если использовать краску не по назначению. Иногда я так и поступала, пренебрегая рекомендациями производителей. И что я могу сказать - на мой взгляд, из всех материалов акрилы самые удобные и не капризные краски, откровенно неудачных экспериментов у меня не было, все работы с использованием акрилов (даже не по назначению) в полном порядке, даже спустя десятилетие. 

 

Что же бывает внутри банки?

 

Общая структура состава

  • Покрытие, сделанное при помощи акриловой краски, является слоем пластика незначительной толщины. Лакокрасочные материалы могут обладать различными характеристиками и отличаться внешне. При этом их структура остается практически одинаковой.
  • Связующая основа – это полимеры, которые растворяются с помощью воды и разбавителей. Задача этого компонента — образовать пленку, удержать пигмент цвета и присадки.
  • К важным составляющим относятся цветовые пигменты, в качестве основы для их производства используются акриловые смолы. Пигменты в соединении с полимерами позволяют получить качественную поверхность с отличными эксплуатационными свойствами.
  • Различные присадки с наполнителями. Они образуют соединения, отвечающие за создание матового или глянцевого покрытия, а также за водонепроницаемость.

Все акриловые краски условно можно разбить на три большие группы: 

  • Лакокрасочные материалы, используемые при строительных работах или при отделке.
  • Составы, использующиеся для окрашивания металлов. 
  • Краски, которыми работают живописцы и художники.

В первую очередь меня интересует последний пункт, хотя бывает что в целях экономии я не пренебрегаю пунктом первым - иду и колерую акрил для отделки в строительном и использую в вполне художественных целях.

 

Особенности работы с акриловыми красками:

  • Поверхности желательно должны быть очищены от загрязнений и пыли;
  • Желательно использование грунта;
  • Работы проводятся при температуре не ниже 10 С;
  • Краска с инструментов и тары удаляется водой. Но если вы не отмоете кисти от краски до высыхания, они отправятся в помойку;
  • Хранить акриловую краску необходимо плотно закрытой, реанимировать засохшую краску не удасться; 
  • В течение работы баночки с краской тоже лучше не держать открытыми, а перекладывать необходимое количество краски на палитру. Некоторые акрилы густеют очень быстро;
  • Краски очень быстро сохнут, примерно 5-15 минут и все, что выложено на палитру, останется на ней в виде готового шедевра абстракционизма. Я поступаю так - палитру (плоскую, например, деревянную или кафельную плитку) обматываю пищевой пленкой, оставляя “хвост” по размеру палитры. Если нужно отойти и спасти на это время краски, я просто накрываю этим “хвостом” все, что есть на палитре. В таком виде они могут простоять даже сутки.
  • В течение работы удобно иметь под рукой пульверизатор и сбрызгивать палитру, так краски на ней медленнее сохнут.
  • Если основа для росписи не белого цвета, я использую грунт или покрываю перед нанесением рисунка всю основу белой краской. В этом случае можно добиться свечения цвета изнутри, разбавляя акриловые краски, если нужно, водой и работая ими, как акварелью. Прозрачные краски всегда звонче и ярче, чем кроющие. Это происходит потому, что свет проходит через красочный слой и отражается от белой основы. Зрителю кажется, что изображение светится изнутри.

Возможности акриловых красок:

  • Современные разработки акриловых эмульсий включают в себя чрезвычайно мелкие светостойкие частицы. Они растворяются обычной водой, а высохнув, становятся водостойкими. Они не имеют запаха и нетоксичны. Устойчивы к различного рода физическим и химическим воздействиям. Эластичны и ярки по цвету, великолепно сцепляются с любой нежирной поверхностью: холст, бумага, дерево, глина, ткань или керамика. 
  • Их можно наносить и валиком, кистью, шпателем, аэрографом.
  • Отличительной особенностью является то, что акрил, высыхая, образует пленку на поверхности. Каков бы не был слой акрила, при высыхании он сильно “сдувается”, облегая основу. Для создания особенно рельефных фактур продают акриловые же арт-гели и структурные пасты, которыми можно выложить хоть скульптуру, выступающую из холста. Сами же акриловые краски не дадут фактурный мазок, который бы остался в неизменном виде после высыхания (я пока таких не встречала, если знаете такую марку, поделитесь названием). Как по мне, это можно рассматривать и как плюс, и как минус. К примеру, при окрашивании дерева остается видна и прощупывается вся его замечательная фактура. Но - укладывать мастихином, как масло, и надеяться, что так и останется - невозможно.
  • Если акриловые краски брать прямо из банки, у них хорошая кроющая способность (исключения есть, если требуется прозрачность - например, краски для стекла бывают прозрачными). А если сильно разбавить водой, то они становятся очень похожи на  акварель - полупрозрачные, с возможностью работать многослойно, при чем предыдущий слой не размывается последующим, если он уже просох. Это удобно для росписи предметов интерьера и мебели - одни краски, много возможностей.
  • Акрил для художественных работ можно условно разделить на две категории - краски для живописи и краски для декорирования. Линейки красок для живописи, как правило, имеют цветовую палитру, состоящую из основных и дополнительных цветов плюс белила. Сложные, пастельные цвета можно получить путем смешения. Линейки красок для декорирования часто состоят из уже готовых колеров, это красивые оттенки, хорошо гармонирующие между собой. Покупать уже готовые колеры удобно в случаях, когда покупателю представляется сложным самостоятельный замес цвета или для работы необходим именно этот цвет с возможностью докупить впоследствии еще тюбик или баночку, если понадобится.

Удачи в творчестве!
Фото и текст © Голанд Екатерина, 2016

К списку публикаций >